среда, 18 февраля 2009 г.

Выступление Эдварда де Боно в Праге

Методом "шести шляп" Эдварда Де Боно интересуюсь давно. Поэтому и привлекло меня это сообщение в блоге Ингрид. О том, что сам мастер выступал на международной конференции.
К фоткам прилагается краткий текст, который я попробовала перевести с эстонского с  некоторыми купюрами. Оригинал называется: Mõtlemine on kõige tähtsam oskus ja seda saab õpetada. (Мышление - самое главное умение и ему можно учить)

13.-15. февраля в Праге состоялась ежегодная конференция общеевропейского проекта для школ eTwinning, на которой председательствовал  Эдвард де Боно , широко известный во всем мире и авторитетнейший ученый в области непосредственного обучения творческому мышлению. 

Эдвард де Боно начал свой доклад словами "Блондины/нки??, дамы и господа...". Для выступления он не использовал привычной презентации, а иллюстрировал свои мысли, делая пометки на  бумаге, которые проецировались на экран с помощью документ-камеры.  

Далее следует краткое содержание доклада. 

Никто не сомневается, что мышлению необходимо обучать в школе. Однако в большинстве школ отсутствует  обучение мышлению вне  учебных предметов, хотя есть государства (Китай, Венесуэла, США, Аргентина и др.), в которых пробуют преподавать мышление как отдельный предмет. Интересным последствием этого является улучшение успеваемости по другим предметам и уменьшение проблем с поведением.
Обучение мышлению берет начало в Древней Греции (школы Сократа, Платона и Аристотеля), однако с той поры мало что изменилось в этой области.  Хотя   в спорах и дискуссиях  так важно уметь мыслить, часто само понятие спора имеет негативную окраску непланируемого действия, часто имеющего целью лишь демонстрацию  своего эго.  Решением  этой проблемы могло бы стать применение  латерального мышления, основным методом обучения которому является метод "шести шляп".
С помощью этого метода можно найти решение многих проблем и применять его можно также в очень разных ситуациях. Важно подойти к  проблеме творчески. Творческий подход означает, что предлагается решение, которое нетипично для данной проблемы.
Творчество может подразделяться на художественное и на творчество в области идей. Творчеству напрямую нельзя обучить, но его можно развивать. Мы мы изо дня в день сталкиваемся с рядом проблем, и наши решения должны принимать во внимание всю информацию о том, что мы можем.  Как если бы у нас 11 разных предметов одежды, которые мы по-разному примеривали на себя. Чтобы попробовать все комбинации, понадобилось бы 76 лет, даже если бы мы меняли один предмет в минуту. Согласитесь, слишком долгое это было бы дело! К счастью, наше мышление работает  по-другому, в нашем мозге есть модели, согласно которым мы действуем.Эти модели  возникают на основе прожитого опыта. Эти модели ассиметричны. 
Мы, как правило, выбираем наиболее сильные,  забывая о  вторичной схеме. Если мы, однако, намеренно или ненамеренно выбираем среднее, именно оно станет  само собой разумеещимся. Один из примеров творческого мышления... В одном из городов Австралии не решена  проблема парковки. Машины  много, а   мест для парковки  мало. Что может быть решением? Казалось бы:  запретить стоянку в определенных местах и собирать деньги за парковку. Однако возможным решением может быть то, что парковка  возможна в любом месте на стоянке, и так долго, как хотелось бы. Единственное условие заключается в том, что у припаркованного автомобиля должны гореть фары... :)
Де Боно на youtubeEdward de Bono on creative thinking

12 комментариев:

anisol комментирует...

Ссылочки о таком же интересующемся:
http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=5&showentry=186
И здесь:
http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=4866

Татьяна Николаевна комментирует...

Ведение профессионального блога позволяет учителю размещать учебные материалы по предмету, вести дневник классной жизни,осуществлять обратную связь с учениками, родителями, коллегами.

Елена Витальевна комментирует...

Ведение профессионального блога - это способ освоения сетевого пространства; общение с коллегами,обмен опытом, самовыражение.

Tatiana комментирует...

Татьяна Евгеньевна:Ведение блога позволяет учителю самоорганизовать информационные ресурсы в одном месте, поделиться с коллегами своми методическими материалами, войти в сообщество с коллегами для обмена опытом,создать контакт с родителями,высказаться по поводу прошедших мероприятий, провести дискуссию по актуальным темам

Lesandra комментирует...

Блог создала совсем недавно, пока ещё нет чётких представлений о том, в каком направлении его буду формировать. Но одно с уверенностью могу сказать точно - это замечательная возможность заявить о себе, как о профессионале, творческом человек, да и человеке в целом

Ольга комментирует...

Для меня блог - дело новое, но хочу попробовать. думаю. что это будет полезно и поучительно.

Ольга Симонова комментирует...

Конечно, ведение подобных блогов - это смелое решение. Так как в нем происходит обсуждение различных тем, обмен информации с другими коллегами, с родителями, на что можно получит ответную реакцию. А также можно оставлять отзывы, дать совет по какому - либо вопросу.

Ирина комментирует...

Ирина! Добрый день! Ведение блогов необходимо для общения.

Ольга Николаевна комментирует...

Ольга Николаевна
Ведение блога дисциплинирует учителя, помогает учителю представлять себя в сообществе учителей, общаться с другими педагогами и обмениваться информацией. Большие возможности блог имеет во взаимодействии учителя и родителей.

Галина Барабанова комментирует...

Новые знания - это хорошо и интересно. Надеюсь научиться всему. Галина Барабанова

Наталья Лемутова комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Наталья Лемутова комментирует...

Наталья Лемутова
Ведение блога для учителя значимо и актуально. Можно своевременно донести информацию для любого участника образовательного процесса.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...