Но думаю, что вопрос, вынесенный в заголовок, риторический. Недаром Suagta Mitra "мотается" по свету, чтобы запустить механизм, потом возвращается, чтобы проверить, откорректировать... Другое дело, что нужен Учитель, "которого нельзя заменить машиной". А где ж его взять? :)
Но, конечно, роль учителя должна уже измениться. Как красиво говорят американцы, "from a sage on the stage to a guide on the side" (от мудреца на сцене к ... активному наблюдателю). Затрудняюсь перевести вторую часть, но смысл такой.
Как-то мой сын (21 год, студент Политеха), подслушав мои объяснения ученикам, что такое факториал, сказал мне примерно следующее. "Знаешь, я в школе многое не понимал в математике и физике. Пока в старших классах другие учителя не заговорили со мной по-другому. Пока вместо "факториал - это..." я не услышал "назовем факториалом...". Тогда все встало на свои места".
Когда я ему рассказываю что-то, как мне кажется, интересное, почерпнутое из Интернета, подсмотренное в телевизоре, подслушанное, он слушает очень внимательно, но так, с улыбочкой. И потом вместо ожидаемого "вот это да!" я получаю примерно такой диалог: - А ты уверена, что это так? По-моему, не сходится. - Что не сходится? - Ну, во-первых, ... Во-вторых, ... В третьих, ... И от моего "интересного" рассказа не остается камня на камне. И приятели у него такие же.
Эти молодые люди живут в форумах и блогах, где на каждое мнение есть десяток-другой со-мнений и контр-мнений. У них нет оснований принимать просто так мнение какой-то там Марьи Ванны, что "факториал - это..." И такое вот общение, где одна сторона вещает, а другая должна принять, запомнить и воспроизвести, вызывает естественное отторжение. Но самоорганизация образовательной среды, о чем говорится в ролике, все-таки, возникает вокруг Suagta Mitra и ему подобных. ИМХО
Дорогая Ольга, ну как можно не ответить на такой комментарий, в котором содержание - в каждом слове!
Регулярно просматриваю выступления на TED, особенно на образовательные темы. Многие вызывают отлик, понимание,иногда - удивление. Но, признаюсь, именно Митра заставил меня воскликнуть: "Да, это именно так!" И я ведь сама тоже в своей учительской практике тоже знаю про это и много раз была свидетелем самоорганизации детей в обучающееся сообщество. И это всегда бывало в тех случаях, когда я верила детям до конца и еще была правильно "поймана" проблемная ситуация, которую удалось преобразовать в учебную...
Меня тоже ролик задел за живое. Мы сейчас в школе разрабатываем модель обучения, когда учитель, в основном, является инструктором и консультантом. Самое трудное - переделать себя. "Как же бедные ученики обойдутся без моих объяснений и толкований? У них сложится искаженная картина мира!" Оказывается, обходятся. Да еще как! :)
насчет "обойдутся без меня". Совсем свежий эксперимент... Месяц, ну чуть больше занимались Scratch, как водится на уроках (по методикам) пошагово... Результат очень средненький - на уровне воспроиведения. Как только "отпустила", поставив задачу создать свои проекты, получила замечательное творчество, но, правда, не от всех. Зато те, кто увлекся, работали и ночами...
Ольга, а что за модель? Нигде не пишете? Мнтересно было бы взглянуть. Мы в школе тоже в поисках новых моделей обучения. Используем е-среду для поддержки обучения. Пишу об этом на Галактике,но все, конечно, описывать не успеваю...
не пишу я о наших поисках и экспериментах, потому что: 1. Пока еще не выкристаллизовалось. 2. Поиски, действительно, "наши", то есть некоторой рабочей группы. Которая еще не готова делать их публичными. И зачем? Секретов нет, так что на почту напишу.
На самом деле, есть один печатный документ - это заявка на конкурс Интел: http://edugalaxy.intel.ru/uploads/1to1_2011/331.pdf Там про младшую школу. В старшей все немного скромнее.
"Suagta Mitra" не приводит доказательств, только слова и фото, которые можно трактовать как угодно. На это можно посмотреть и так: пишем на доске "теория относительности", собираем группу детей, даем им компьютеры, подключение к интернету и через три месяца получаем доказательство этой теории. Нужен ОДИН человек который будет писать фразы, много компьютеров, интернет, а учителя больше не нужны, тем более те, которых " нельзя заменить машиной". Если у человека (детей) будет выбор: 1. Разбираться с "теорией относительности" или смотреть видео (играть) в интернете - большинство (может быть и все) выберут последнее. 2. Смотреть видео (играть) в интернете и умереть от голода или разбираться с "теорией относительности" и не умереть - многие (но не все) выберут последнее. На это будет влиять зависимость от интернета.
Я думаю, не надо выступление Sugata воспринимать так буквально. Это все-таки формат TED: 18 минут и wow-фактор (http://f5.ru/freshf5/post/357936). Это своего рода метафора. Заставляющая задуматься. И эта метафора достигает цели. Не стоит понимать буквально "и я ушел". Никуда Sugata не ушел. И не стоит понимать буквально "самоорганизующаяся среда". Само-, но с Учителем в центре. Мне кажется.
Вы знаете, на своем опыте убеждаюсь, насколько мы не правы, не доверяя детям самостоятельно осваивать мир. Кажется, как же они без меня?! У них сложится искривленная картина мира! Не складывается. (Кстати, а мы-то учителя уверены, что она у нас - такая, как надо :)? Посмотрите ролик: http://www.ted.com/talks/ken_robinson_says_schools_kill_creativity.html. По-моему, замечательная презентация, где через смех и шутки говорится об очень серьезных вещах. И делается это очень точно и очень тонко. В этом ролике Кен Робинсон приводит два забавных эпизода поведения детей. И - вывод, который на самом деле не лежит на поверхности. Дети умеют и не боятся рисковать, а значит, ошибаться. Что делает школа? Запрещает им ошибаться. Сегодня "собеседовала" с девочкой, которая поступает в нашу школу в 10-й класс. Без деталей. Прошу ее запрограммировать задачу: у Саши было 100 рублей, он вложил его в прибыльный бизнес, и каждый день эта сумма увеличивалась на 10%. Проследить, как сумма меняется в течение недели. "Понятно?" - спрашиваю. "Да, вполне". Сидит. "Что-то не так?" "А формулы? Нам давали формулы". Так лучше?
12 комментариев:
Спасибо, очень интересно.
Но думаю, что вопрос, вынесенный в заголовок, риторический. Недаром Suagta Mitra "мотается" по свету, чтобы запустить механизм, потом возвращается, чтобы проверить, откорректировать... Другое дело, что нужен Учитель, "которого нельзя заменить машиной". А где ж его взять? :)
Но, конечно, роль учителя должна уже измениться. Как красиво говорят американцы, "from a sage on the stage to a guide on the side" (от мудреца на сцене к ... активному наблюдателю). Затрудняюсь перевести вторую часть, но смысл такой.
Как-то мой сын (21 год, студент Политеха), подслушав мои объяснения ученикам, что такое факториал, сказал мне примерно следующее.
"Знаешь, я в школе многое не понимал в математике и физике. Пока в старших классах другие учителя не заговорили со мной по-другому. Пока вместо "факториал - это..." я не услышал "назовем факториалом...". Тогда все встало на свои места".
Когда я ему рассказываю что-то, как мне кажется, интересное, почерпнутое из Интернета, подсмотренное в телевизоре, подслушанное, он слушает очень внимательно, но так, с улыбочкой. И потом вместо ожидаемого "вот это да!" я получаю примерно такой диалог:
- А ты уверена, что это так? По-моему, не сходится.
- Что не сходится?
- Ну, во-первых, ... Во-вторых, ... В третьих, ...
И от моего "интересного" рассказа не остается камня на камне.
И приятели у него такие же.
Эти молодые люди живут в форумах и блогах, где на каждое мнение есть десяток-другой со-мнений и контр-мнений. У них нет оснований принимать просто так мнение какой-то там Марьи Ванны, что "факториал - это..." И такое вот общение, где одна сторона вещает, а другая должна принять, запомнить и воспроизвести, вызывает естественное отторжение.
Но самоорганизация образовательной среды, о чем говорится в ролике, все-таки, возникает вокруг Suagta Mitra и ему подобных.
ИМХО
Дорогая Ольга, ну как можно не ответить на такой комментарий, в котором содержание - в каждом слове!
Регулярно просматриваю выступления на TED, особенно на образовательные темы. Многие вызывают отлик, понимание,иногда - удивление.
Но, признаюсь, именно Митра заставил меня воскликнуть: "Да, это именно так!"
И я ведь сама тоже в своей учительской практике тоже знаю про это и много раз была свидетелем самоорганизации детей в обучающееся сообщество. И это всегда бывало в тех случаях, когда я верила детям до конца и еще была правильно "поймана" проблемная ситуация, которую удалось преобразовать в учебную...
Людмила,
Во-первых, все-таки Sugata Mitra. Я ошиблась.
Меня тоже ролик задел за живое. Мы сейчас в школе разрабатываем модель обучения, когда учитель, в основном, является инструктором и консультантом. Самое трудное - переделать себя. "Как же бедные ученики обойдутся без моих объяснений и толкований? У них сложится искаженная картина мира!" Оказывается, обходятся. Да еще как! :)
В Живой Ленте обсуждение с интересными ссылками
насчет "обойдутся без меня". Совсем свежий эксперимент... Месяц, ну чуть больше занимались Scratch, как водится на уроках (по методикам) пошагово... Результат очень средненький - на уровне воспроиведения. Как только "отпустила", поставив задачу создать свои проекты, получила замечательное творчество, но, правда, не от всех. Зато те, кто увлекся, работали и ночами...
Ольга, а что за модель? Нигде не пишете? Мнтересно было бы взглянуть. Мы в школе тоже в поисках новых моделей обучения. Используем е-среду для поддержки обучения. Пишу об этом на Галактике,но все, конечно, описывать не успеваю...
Люда,
не пишу я о наших поисках и экспериментах, потому что:
1. Пока еще не выкристаллизовалось.
2. Поиски, действительно, "наши", то есть некоторой рабочей группы. Которая еще не готова делать их публичными. И зачем? Секретов нет, так что на почту напишу.
На самом деле, есть один печатный документ - это заявка на конкурс Интел: http://edugalaxy.intel.ru/uploads/1to1_2011/331.pdf
Там про младшую школу. В старшей все немного скромнее.
Спасибо, и правда, очень интересно!
ВИР
"Suagta Mitra" не приводит доказательств, только слова и фото, которые можно трактовать как угодно. На это можно посмотреть и так: пишем на доске "теория относительности", собираем группу детей, даем им компьютеры, подключение к интернету и через три месяца получаем доказательство этой теории. Нужен ОДИН человек который будет писать фразы, много компьютеров, интернет, а учителя больше не нужны, тем более те, которых " нельзя заменить машиной". Если у человека (детей) будет выбор:
1. Разбираться с "теорией относительности" или смотреть видео (играть) в интернете - большинство (может быть и все) выберут последнее.
2. Смотреть видео (играть) в интернете и умереть от голода или разбираться с "теорией относительности" и не умереть - многие (но не все) выберут последнее. На это будет влиять зависимость от интернета.
Я думаю, не надо выступление Sugata воспринимать так буквально. Это все-таки формат TED: 18 минут и wow-фактор (http://f5.ru/freshf5/post/357936). Это своего рода метафора. Заставляющая задуматься. И эта метафора достигает цели. Не стоит понимать буквально "и я ушел". Никуда Sugata не ушел. И не стоит понимать буквально "самоорганизующаяся среда". Само-, но с Учителем в центре. Мне кажется.
"И не стоит понимать буквально ", что дети сделали то, о чем он говорит, т.е. только слова.
Вы знаете, на своем опыте убеждаюсь, насколько мы не правы, не доверяя детям самостоятельно осваивать мир. Кажется, как же они без меня?! У них сложится искривленная картина мира! Не складывается. (Кстати, а мы-то учителя уверены, что она у нас - такая, как надо :)? Посмотрите ролик: http://www.ted.com/talks/ken_robinson_says_schools_kill_creativity.html. По-моему, замечательная презентация, где через смех и шутки говорится об очень серьезных вещах. И делается это очень точно и очень тонко. В этом ролике Кен Робинсон приводит два забавных эпизода поведения детей. И - вывод, который на самом деле не лежит на поверхности. Дети умеют и не боятся рисковать, а значит, ошибаться. Что делает школа? Запрещает им ошибаться. Сегодня "собеседовала" с девочкой, которая поступает в нашу школу в 10-й класс. Без деталей. Прошу ее запрограммировать задачу: у Саши было 100 рублей, он вложил его в прибыльный бизнес, и каждый день эта сумма увеличивалась на 10%. Проследить, как сумма меняется в течение недели. "Понятно?" - спрашиваю. "Да, вполне". Сидит. "Что-то не так?" "А формулы? Нам давали формулы". Так лучше?
Отправить комментарий