понедельник, 23 мая 2011 г.

Всегда ли нужен учитель?

Потрясена рассказом о самообучении детей...



Найдено в блоге Ольги Пивненко

12 комментариев:

Ольга Тузова комментирует...

Спасибо, очень интересно.

Но думаю, что вопрос, вынесенный в заголовок, риторический. Недаром Suagta Mitra "мотается" по свету, чтобы запустить механизм, потом возвращается, чтобы проверить, откорректировать... Другое дело, что нужен Учитель, "которого нельзя заменить машиной". А где ж его взять? :)

Но, конечно, роль учителя должна уже измениться. Как красиво говорят американцы, "from a sage on the stage to a guide on the side" (от мудреца на сцене к ... активному наблюдателю). Затрудняюсь перевести вторую часть, но смысл такой.

Как-то мой сын (21 год, студент Политеха), подслушав мои объяснения ученикам, что такое факториал, сказал мне примерно следующее.
"Знаешь, я в школе многое не понимал в математике и физике. Пока в старших классах другие учителя не заговорили со мной по-другому. Пока вместо "факториал - это..." я не услышал "назовем факториалом...". Тогда все встало на свои места".

Когда я ему рассказываю что-то, как мне кажется, интересное, почерпнутое из Интернета, подсмотренное в телевизоре, подслушанное, он слушает очень внимательно, но так, с улыбочкой. И потом вместо ожидаемого "вот это да!" я получаю примерно такой диалог:
- А ты уверена, что это так? По-моему, не сходится.
- Что не сходится?
- Ну, во-первых, ... Во-вторых, ... В третьих, ...
И от моего "интересного" рассказа не остается камня на камне.
И приятели у него такие же.

Эти молодые люди живут в форумах и блогах, где на каждое мнение есть десяток-другой со-мнений и контр-мнений. У них нет оснований принимать просто так мнение какой-то там Марьи Ванны, что "факториал - это..." И такое вот общение, где одна сторона вещает, а другая должна принять, запомнить и воспроизвести, вызывает естественное отторжение.
Но самоорганизация образовательной среды, о чем говорится в ролике, все-таки, возникает вокруг Suagta Mitra и ему подобных.
ИМХО

ljudmillar комментирует...

Дорогая Ольга, ну как можно не ответить на такой комментарий, в котором содержание - в каждом слове!

Регулярно просматриваю выступления на TED, особенно на образовательные темы. Многие вызывают отлик, понимание,иногда - удивление.
Но, признаюсь, именно Митра заставил меня воскликнуть: "Да, это именно так!"
И я ведь сама тоже в своей учительской практике тоже знаю про это и много раз была свидетелем самоорганизации детей в обучающееся сообщество. И это всегда бывало в тех случаях, когда я верила детям до конца и еще была правильно "поймана" проблемная ситуация, которую удалось преобразовать в учебную...

Ольга Тузова комментирует...

Людмила,

Во-первых, все-таки Sugata Mitra. Я ошиблась.

Меня тоже ролик задел за живое. Мы сейчас в школе разрабатываем модель обучения, когда учитель, в основном, является инструктором и консультантом. Самое трудное - переделать себя. "Как же бедные ученики обойдутся без моих объяснений и толкований? У них сложится искаженная картина мира!" Оказывается, обходятся. Да еще как! :)

ljudmillar комментирует...

В Живой Ленте обсуждение с интересными ссылками

ljudmillar комментирует...

насчет "обойдутся без меня". Совсем свежий эксперимент... Месяц, ну чуть больше занимались Scratch, как водится на уроках (по методикам) пошагово... Результат очень средненький - на уровне воспроиведения. Как только "отпустила", поставив задачу создать свои проекты, получила замечательное творчество, но, правда, не от всех. Зато те, кто увлекся, работали и ночами...

ljudmillar комментирует...

Ольга, а что за модель? Нигде не пишете? Мнтересно было бы взглянуть. Мы в школе тоже в поисках новых моделей обучения. Используем е-среду для поддержки обучения. Пишу об этом на Галактике,но все, конечно, описывать не успеваю...

Ольга Тузова комментирует...

Люда,

не пишу я о наших поисках и экспериментах, потому что:
1. Пока еще не выкристаллизовалось.
2. Поиски, действительно, "наши", то есть некоторой рабочей группы. Которая еще не готова делать их публичными. И зачем? Секретов нет, так что на почту напишу.

На самом деле, есть один печатный документ - это заявка на конкурс Интел: http://edugalaxy.intel.ru/uploads/1to1_2011/331.pdf
Там про младшую школу. В старшей все немного скромнее.

Редюхин Владислав Иванович комментирует...

Спасибо, и правда, очень интересно!
ВИР

juri комментирует...

"Suagta Mitra" не приводит доказательств, только слова и фото, которые можно трактовать как угодно. На это можно посмотреть и так: пишем на доске "теория относительности", собираем группу детей, даем им компьютеры, подключение к интернету и через три месяца получаем доказательство этой теории. Нужен ОДИН человек который будет писать фразы, много компьютеров, интернет, а учителя больше не нужны, тем более те, которых " нельзя заменить машиной". Если у человека (детей) будет выбор:
1. Разбираться с "теорией относительности" или смотреть видео (играть) в интернете - большинство (может быть и все) выберут последнее.
2. Смотреть видео (играть) в интернете и умереть от голода или разбираться с "теорией относительности" и не умереть - многие (но не все) выберут последнее. На это будет влиять зависимость от интернета.

Ольга Тузова комментирует...

Я думаю, не надо выступление Sugata воспринимать так буквально. Это все-таки формат TED: 18 минут и wow-фактор (http://f5.ru/freshf5/post/357936). Это своего рода метафора. Заставляющая задуматься. И эта метафора достигает цели. Не стоит понимать буквально "и я ушел". Никуда Sugata не ушел. И не стоит понимать буквально "самоорганизующаяся среда". Само-, но с Учителем в центре. Мне кажется.

juri комментирует...

"И не стоит понимать буквально ", что дети сделали то, о чем он говорит, т.е. только слова.

Ольга Тузова комментирует...

Вы знаете, на своем опыте убеждаюсь, насколько мы не правы, не доверяя детям самостоятельно осваивать мир. Кажется, как же они без меня?! У них сложится искривленная картина мира! Не складывается. (Кстати, а мы-то учителя уверены, что она у нас - такая, как надо :)? Посмотрите ролик: http://www.ted.com/talks/ken_robinson_says_schools_kill_creativity.html. По-моему, замечательная презентация, где через смех и шутки говорится об очень серьезных вещах. И делается это очень точно и очень тонко. В этом ролике Кен Робинсон приводит два забавных эпизода поведения детей. И - вывод, который на самом деле не лежит на поверхности. Дети умеют и не боятся рисковать, а значит, ошибаться. Что делает школа? Запрещает им ошибаться. Сегодня "собеседовала" с девочкой, которая поступает в нашу школу в 10-й класс. Без деталей. Прошу ее запрограммировать задачу: у Саши было 100 рублей, он вложил его в прибыльный бизнес, и каждый день эта сумма увеличивалась на 10%. Проследить, как сумма меняется в течение недели. "Понятно?" - спрашиваю. "Да, вполне". Сидит. "Что-то не так?" "А формулы? Нам давали формулы". Так лучше?

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...