понедельник, 3 января 2011 г.

Электронный учебник - что это?

Электронный учебник, как вы думаете, это что?
Это просто e-версия бумажного учебника или нечто большее?
Например,
  • Сайт, где накапливаются электронные учебные материалы (причем, не только в виде текстов!!) и ссылки на тематические ресурсы Интернета?
  • Среда, в которой обмениваются знаниями учителя и ученики?
  • Сообщество, в котором общаются все заинтересованные в пополнении знаний и расширении кругозора в данной предметной области?
  • Что-то еще?
Пока вы думаете над ответами, можете заглянуть сюда, здесь будет создаваться э-учебник по физике. Проект стартовал, но нуждается в поддержке (обратной связи). Он на эстонском языке, но,  полагаю, это не должно помешать вам понять, что тут и как устроено... К тому же, есть Google-переводчик.

Upd:
Я сегодня в одной школе (не в своей) учителям говорила об идее e-учебника. Только об идее, ни о чем больше! Что я услышала в ответ, знаете? "Ученики и бумажных учебников не читают, а вы хотите - чтоб они электронные ЧИТАЛИ!!"
Так что представление об учебнике нового типа - без ответа на вопрос - а что с ним можно ДЕЛАТЬ? - не будет полным...

11 комментариев:

neila комментирует...

Как минимум знаю еще учебник по Космологии http://opik.obs.ee/

ljudmillar комментирует...

Ага, очень приятно, спасибо за ссылку! Хоть это и названо учебником, но написано, что он интерактивный, хотя, интересно, а что под этим (интерактивностью учебника) подразумевается?

olunet комментирует...

Приветствую!
идейно мне больше импонируют открытые сайты-коллекции. Такие как cnx.org (cnx.org/content/m31450/latest/).
Но хочется больше интерактивности и направленности. Например, The New York Times - газета. Их сайт - это газета: www.nytimes.com/chrome
Как вы считаете, учебник должен в первую очередь оставаться учебником?
Должна ли остаться нетронутой структура? Должны ли быть разделены учебные материалы от контрольных заданий? и т.д.
К сожалению могу лишь частично показать, как устроены наилучшие западные университетские учебники: bcs.whfreeman.com/pchem8e/ или www.youtube.com/watch?v=iL1NK0Lgqsg

ljudmillar комментирует...

Отдельное размышление про структуру...
Думаю, она нужна,но в каком-то принципиально ином, чем в бумажном учебнике (где параграфы), исполнении, например, в виде учебных модулей,со встроенной в них интерактивностью (про то, какой она может быть, нужно размышлять отдельно).
Про требования к контенту современного учебника физики не все просто. Текста мало и картинок - мало. Например, ясно, что без динамических апплетов - изучать физику уже неактуально, но наполнить учебник такими апплетами - задачка не простая, возможно, конкретно она решается за счет "мудрости толпы".
Вон детишкам сейчас у нас гимназию можно будет закончить только при наличии какой-то самостоятельной исследовательской работы. При наличии удобного инструмента и при правильной постановке задачи можно научиться привлекать этот ресурс.

Что конкретно до контрольных, то сначала нужно понять, что как результат обучения хотим видеть. Каким он выглядит не только исходя из государственной программы обучения, но и в контексте работы с этим учебником?
Это только наброски, надо разворачивать дискуссию, предлагайте место. Я пока вижу таковым ЖЛ, там много продвинутых практиков ходит, именно они нужны для такой дискуссии.
Вижу так, ни на что не претендую :)

ljudmillar комментирует...

Про сайты-коллекции... По-моему, идеологически, это wiki, пока ничего лучше не придумано, хотя, может, я просто не в курсе...

juri комментирует...

УЧЕБНИК 5 КЛАСС
УЧЕБНИК 6 КЛАСС
УЧЕБНИК 7 КЛАСС
УЧЕБНИК 8 КЛАСС
УЧЕБНИК 9 КЛАСС
POISTE TÖÖÕPETUS V KLASS
Дизайн интерьера
http://castle.pri.ee/

ljudmillar комментирует...

Юрий, большое спасибо за
http://castle.pri.ee/

Вот, как я понимаю, учитель труда нам подкидывает ссылку на свой вариант "электронного учебника" по дизайну интерьера, учебника, созданного руками самого учителя. Это модель - копилка электронных материалов, но накапливаемых одним человеком, единственным - не от хорошей жизни (просто сообщества нет).

Ну вот и можно оттолкнуться от проблемы, с которой столкнется э-учебник (вернее, его разработчики), она уже названа. Ведь они хотят создать именно работающий э-учебник, не так ли? :)

ik комментирует...

Год назад даже и не подумала бы о возможном варианте электронного учебника по литературе, а вы про физику и уроки труда и заработной платы говорите. Почему не литература? Мне кажется, что можно великолепно и результативно совместить курс по музыке, искусству, литературе. Интерактивный учебник не статичная коллекция, а в комплексе с "э-учителем" дает потрясающий результат. Что там есть или может быть? Все, что включает ученика на уроке, каждого ученика.

Marina комментирует...

Самая первая мысль, возникшая на вопрос "Электронный учебник - что это?", - материал определенной тематики, представленный в электронном виде. Дочитав пост до конца и походив по предложенным ссылкам уже задумалась :).
Однозначно, электронный учебник должен обладать свойствами динамичности и интерактивности. Учится по "отсканированным" страницам не ученики не захотят.
Тут должен быть и учебный материал, и примеры, и модели, и видео, и "проверь себя" и так далее.
Такой учебник должен создаваться коллективно, так как работа это глобальная и непрерывная.

ljudmillar комментирует...

Продолжение дискуссии здесь

ljudmillar комментирует...

>>Такой учебник должен создаваться коллективно, так как работа это глобальная и непрерывная.>>

Вот-вот! Интересен именно этот вопрос, кроме,безусловно, важных вопросов содержания, интерфейса и свойств e-учебника.
Является ли это продуктом одного автора(группы авторов), или такой учебник может формироваться по вики-принципу, чтобы он мог развиваться и дополняться...

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...