среда, 20 октября 2010 г.

Формула классного!! блога

Эти заметки подготовлены, чтобы помочь классным руководителям в содержательном освоении блога - относительно нового инструмента, ранее мало использовавшегося в педагогической практике.


Образовательных блогов уже много...
 Блог в помощь!


Рост популярности любых веб-сервисов в Интернете непредсказуем, но один фактор, пожалуй, можно назвать с уверенностью. Никакие характеристики доступности и удобства  не сделают  сервис более привлекательным для пользователей, если его функционал нельзя использовать для решения  конкретных практических задач, говоря проще, если он никому не нужен
Особенно актуально это обобщение, если  речь идет об учителе, имеющем, как правило, мало свободного времени и столь же мало опыта в использовании Интернета вообще и социальных сервисов, в частности. 
В Интернете появилось так много примеров использования учителями блогов, что можно даже изучать случаи, или, как  сейчас говорят, кейсы, наиболее удачного применения блогов в образовательной практике. Одна из  популярных моделей ведения блога в школе - это блог - летопись  класса. Дневниковый формат, возможность использования разнообразных встраиваемых виджетов (календарей, списков ссылок, слайд-шоу, счетчиков посещаемости и многих других) как нельзя лучше подходят именно для этой цели.


Зачем блог классному руководителю?
А ты записался в блогеры?

Первый вопрос, на который мы будем искать ответ, будет связан с сутью самой работы классного руководителя. Почему умение вести блог может пригодиться именно ему? Для этого  просто перечислим, какие профессиональные задачи решает учитель - руководитель и организатор классной жизни. Разумеется, список неполный...

  • Формирование классного коллектива (опора на лидеров, вовлечение учащихся в жизнь класса),
  • Создание условий для положительной мотивации детей к учебе,
  • Оказание содействия в социализации/профориентации учащихся,
  • Развитие культуры и кругозора учеников, 
  • Просветительская работа (основные темы - безопасность, здоровье, экологическое воспитание, трудовая карьера, изменения в социуме...)
  • Информирование учащихся о событиях школы, мероприятиях, конкурсах, проектах.
  • Организация мероприятий и экскурсий...
  • Работа с родителями (информирование, обратная связь)


Кто-то скажет, что учитель и раньше решал эти же самые задачи с помощью более привычных средств, но разве все те изменения в нашей жизни, о которых мы все знаем и ощущаем на себе, разве они не подталкивают учителей к освоению новых, более эффективных способов и инструментов? 
Что касается работы с родителями, то блог становится не только дополнительным каналом общения, но и средством привлечения их к участию в воспитании детей. Вот что пишут об этом сами учителя:


Блог класса - как замена классного уголка, который как-то совершенно перестал работать. Висит одно и то же целый год. А в блоге хорошо просматриваются дела класса и продвинутые родители смогут посмотреть, что происходит в классе. Для родителей там вообще-то тоже работа найдётся...

Блог - как общее дело...
     Блогер блогеру - друг, товарищ и соавтор...

Ничто так не объединяет, как общее дело... Эта истина не нова, но, возможно, и на нее стоит взглянуть по-другому, если рассматривать блог - как общее дело и среду  для обще-ния всех, связанных не только учебой в одной школе или в одном классе, а именно общими со-бытиями школьной и классной жизни. Публичность и открытость блога, с одной стороны, задают определенные рамки для формы и тематики сообщений, с другой - обеспечивают его развитие как общего информационного пространства - через цитирование/комментирование всеми читателями. Именно эта возможность -"отнестись" к событию или факту  школьной жизни, высказать свое мнение, важна для ребенка любого возраста. "Присутствие" же рядом педагогов и родителей побуждает  комментатора не сосредотачиваться на выплеске одних только эмоций, как часто бывает в общении подростков в социальных сетях, а более тщательно обдумывать содержание письменной реплики.
При наличии определенного опыта ведения блога и организационных умений учитель вместе с учениками и родителями может наладить в сетевом пространстве классного дневника общение и обмен информацией всех причастных к делам класса. Классный блог может стать одной из дополнительных возможностей развития творчества учащихся, их самостоятельности и инициативы, особенно если использовать его не только для "вещания", когда в роли автора выступает сам учитель, а привлекать к соавторству учениковтем самым помогая им учиться самовыражению через тексты и более новые - мультимедийные форматы... Блог - хорошее место для публикации коллективных продуктов учебной деятельности - видео, презентаций, подкастов. С подобными разработками только одна проблема - нужно знать не  только "как делать?", но и "зачем?" и "для чего?"...


Формула классного!! блога...
Есть ли жизнь на блоге?

Зададимся новым вопросом - о чем обычно пишут в дневниках? В том-то и дело, что нет никаких "обычно" в этом деле... То есть, правило тут одно: какая жизнь - таков и классный блог! Разумеется, это высказывание может показаться слишком общим, принять его можно только с оговорками и разъяснениями... 
Дело в том, что даже в самом благополучном с виду классе может не быть этой самой "общей жизни". То есть, сам-то класс есть, и дети даже уроков особенно не пропускают, на переменах общаются и на экскурсии вместе ходят. Но при этом ярко выраженной потребности быть друг с другом вне уроков у них нет, и для классного руководителя поднять детей на участие в "классном мероприятии" - головная боль... Особенно, когла речт идет о детях среднего школьного возраста - подростках. Часто можно услышать от классных руководителей из таких классов: "Устала от пассивности детей,  никому в этом классе ничего не нужно..." И это будет чистой правдой - поскольку детский коллектив редко складывается "сам по себе". Просто так, "из ниоткуда" у детей одного класса не возникнут ни "крепкая школьная дружба", ни общие интересы.
Пространство общих интересов нужно строить, и строить сообща, в этом-то и состоит особое умение классного руководителя. Не ограниченные одним лишь "школьным бытом" отношения между учениками вообще не могут складываться  вне общей деятельности, в которой нашлось место и планированию, и подготовке, и подведению итогов проекта или любого другого совместного дела. 
А учебная деятельность как же? В ней-то отношения участников могут быть многообразны, и строиться, и развиваться интересно? Да, конечно так, но наша  проблема в том, что мы называем "учебной деятельностью" то, что ею в полном смысле слова является не всегда. Нет ее - полноценной ни в наших уроках, ни в наших "исследовательских проектах". Мы все еще делаем первые шаги, пытаясь вырваться из модели "школа для будущей жизни" и освоить новую модель "школы для жизни здесь и теперь". Совместное планирование, командность, проектность, распределение ролей в команде и психология отношений в ней - все эти понятия лишь недавно стали появляться в нашем профессиональном словаре, а уж говорить, что мы умеем управлять сложными процессами на уровне классного коллектива, тоже во многих случаях - большое преувеличение. 


"При чем же здесь блог класса?"- спросите вы... Идея как раз и состоит в том, чтобы с его помощью учитель мог учиться организации совместной деятельности в своем классе, одновременно развивая у себя самого недостающие профессиональные компетенции. Но для этого мы должны посмотреть на блог как на общее пространство/среду, в котором  все участники - дети и взрослые - могут предлагать свои идеи, размышлять "вслух", дискутировать и выбирать... Чтобы потом  сделать следующий шаг - к совместному планированию и принятию решений, при условии, конечно,  что  удачным был шаг первый...


Таким образом первоначальная формула для виртуального дневника класса "какая жизнь - такой блог" трансформировалась в другую  - "какой блог - такая и жизнь"... 


Продолжение следует...

11 комментариев:

Ээльмаа Юрий комментирует...

Людмила, спасибо. Пригодится именно сегодня!

Marina Kurvits комментирует...

Людмила, мы с Вами почти одновременно отправили на схожие по смыслу сообщения.

Я готова подписаться под каждым Вашим словом (ППКС) :)

А вот и мое сообщение: Блог детского сада: взгляд родителя:

ЧУМработница комментирует...

Спасибо,пригодится завтра:-)

ljudmillar комментирует...

Коллеги, рада, что пригодится...

Вообще-то задумала целую серию на эту тему, поскольку есть ощущение, что до сих пор мы только поверхностный слой понимания освоили...
Я про возможности образовательных блогов...

Елена Борисовна комментирует...

Людмила, очень понравился Ваш пост. Согласна со всем, что написано. Спасибо за ясное выражение мыслей :)

Alja комментирует...

Людмила!Даже добавить нечего, так четко вы все написали! Спасибо!

Л.М. комментирует...

Спасибо! Завтра же распечатаю для стенда в учительскую. Здорово!

Светлана Фёдоровна комментирует...

Спасибо! Согласна со всеми вашими мыслями и предложения.

Маргарита комментирует...

Как всегда всё точно и органично. Со статьёй полезно ознакомиться многим руководителям и классов и школ. Спасибо!

Ir@ida комментирует...

Спасибо! Именно с этого сообщения я и начала работу над блогом своего класса.Согласна полностью с каждым словом.

Наталья Николаевна комментирует...

Людмила, в нашей школе учителя начали создавать блоги. У кого-то получается, кто-то не удовлетворён результатом. Вы удивительно точно и просто формулируете мысли. Сегодня разошлю коллегам ссылку на этот Ваш пост. Очень надеюсь, что она будет им полезной: кому-то поможет сделать блог таким же классным, как жизнь класса; кому-то жизнь класса - такой же классной, как блог! СПАСИБО!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...