Мое наблюдение - из позиции тренера проекта DigiTiiger. Поскольку я знаю лично всех тех людей, кто три года назад как и я, не подозревая о том, что их ждет, начал, прежде всего, учиться сам, а уж потом обучать других, то очень заметны изменения в каждом. В смысле личного и профессионального развития.
Речь идет не только о навыках в работе с компьютером. Да, именно тренеры сами осваивают и тут же стараются передать другим знания о новых инструментах. Но инструменты всегда для ЧЕГО-ТО! Для выполнения какой-то задачи. Вот ее-то и надо уметь увидеть и поставить.
Но поставить не только самому тренеру перед самими собой (думаю, что эти люди и не попали бы в тренеры, если бы у них не было видения, что многое в школе и образовании надо менять), а вместе поставить ее ВМЕСТЕ с учителем-предметником, коллегой из твоей школы, учителем другой школы, кто проходит у тебя обучение...
Это уже гораздо сложнее, потому что речь идет о смене ценностей, а не только подходов к обучению. Речь идет о смене ролей, как для одного учителя в классе, так и для управленца в каких-то важных моментах управления школой. Речь идет о том, что эти новые инструменты начинают менять нас самих. А этот процесс не может быть безболезненнным и бесконфликтным... Поскольку совсем необязательно, что "курсанты", пришедшие учиться с твердой целью "улучшить навыки владения компьютером", с ходу готовы сменить эти самые ценности, с которыми так тепло и так привычно, если бы не "эти изменившиеся ученики"... :)
Теперь о плюсах самой конференции:
Вначале Юля очень четко дала принципы инновационной школы (как нашу соственную модель), затем познакомила участников с инструментами 2.0 (мы, в результате долгих споров, отобрали основные, чтобы "не пугать" новичков :)), дала каждому краткую характеристику, упомянув о том, какие решения нашли мы сами в своей школе. И закончила свое выступление перечислением наших проектов, реализованных в сети, за последние 4 года.
Благодаря общению в кулуарах образовались новые контакты и новые сетевые связи (особенно рада новому знакомству с Мариной, учителем информатики из эстонской школы, и возобновленному знакомству с Ладой Теус-Миллер, учителем начальной школы, кто заинтересован в поддержке блога "Первые шаги" для учителей начальной школы)
И все же, спустя три года, можно увидеть, что на многих уровнях шаги были сделаны правильные, поскольку:
- За эти годы как-то совместно сформулировалась проблема использования наличной техники (компьютерных классов, смарт-досок и проч.) а также бесплатных и удобных, так называемых, средств веб 2.0 в обучении. Как известно, проблема, если удалось ее четко и понятно сформулировать, всегда сама содержит в себе решение.
- И как следствие, появилось много образцов и моделей использования новых инструментов! Затем, естественно, они стали появляться в сети, а вместе с этим было предпринято много попыток осмыслить плюсы и минусы таких инноваций, о чем становящееся сообщество сразу узнавало, поскольку "горизонтальные и вертикальные" (эти понятия использованы, как взгляд из реала на субординацию и иерархию) связи между его отдельными участниками возникают ВСЕГДА при любой попытке выхода в открытую сеть.
- Именно тренеры все эти годы вели и ведут огромную работу в своих школах и методобъединениях по накоплению учебных материалов в открытой сети. Но сколько уже сделано и опубликовано на уровне "простого учителя", учеников, пусть и маленьких, но... команд в школах.
- Из числа тренеров буквально "выросли" первые пять образовательных технологов в эстонских школах. Планируется организовать подготовку новых и постепенно вводить в школах такую позицию. Подробнее об этом у Ингрид Маадвере в презентаци Haridustehnoloog üldhariduskoolis
- Опасаясь "громких слов", все же рискну предположить, что речь идет о новой, пусть и только складывающейся, настоящей сетевой культуре, которая конечно же не может сущестовать отдельно от образования. Сетевая культура не сводится к джентльментскому "сетевому этикету" :), она не просто обязательно будет влиять на все измения в образования, она сама будет частью этих изменений.
- Радостно, что мысль о необходимости строить профессиональное сообщество, не "знающее", что такое границы, барьеры и исключения, пришла ко многим из нас. Это очень видно по совместным выступлениям на конференции. В каждой мастерской было два-три ведущих, один из которых, как правило, был из числа Тигри-тренеров. Терпимость, поддержка своих коллег, даже язык, на котором общаются между собой и с другими эти люди, - все свидетельствует о неком общем культурном поле, несмотря на разность в языках - эстонском и русском.
- Мастерские были разнообразны (фото нескольких из них), прекрасно организованы и в техническом плане, и, безусловно) в содержательном.
- Много-много интереснейших материалов теперь опубликовано для изучения. Напимер, этот: Ühistöövahendid veebis
- Мы сами не дремали и постоянно "вели репортажи" из мастерских... Если кого-то заинтересуют материалы конференции, то их можно найти в этой карте "Õpetajalt õpetajale"
- Большие молодцы учителя нашей школы, которые выступили в числе немногих представителей русскоязычной школы (всего было три мастерских на русском языке, что жалко!)
- Выступление нашей команды с темой Innovaatiline_kool прежде всего, показало нам самим, насколько мы были точны в определении т.н. "образовательного запроса" целевой группы, дало много эмоций, связанных с преодолением себя, формулированием проблем и поиском решений в смысле организации самой мастерской.
Автор Конференция "От учителя к учителю" |
Вначале Юля очень четко дала принципы инновационной школы (как нашу соственную модель), затем познакомила участников с инструментами 2.0 (мы, в результате долгих споров, отобрали основные, чтобы "не пугать" новичков :)), дала каждому краткую характеристику, упомянув о том, какие решения нашли мы сами в своей школе. И закончила свое выступление перечислением наших проектов, реализованных в сети, за последние 4 года.
Автор Конференция "От учителя к учителю" |
Автор Конференция "От учителя к учителю" |
Автор Конференция "От учителя к учителю" |
Анжелика и Вера достаточно подробно описали процесс организации учебных проектов на блогах, правда, не вдаваясь в описание методики (поскольку это не поместилось в формат).
Приведенные ими "живые примеры" были рассчитаны на учителей-предметников, возможно, не очень осведомленных о блогах и о возможности организации в них учебных проектов.
Для нас по этому разделу были важны моменты, которые, на мой взгляд, выступающим удалось обозначить:
Очень компактным и верно построенным было выступление Риты Римши о проекте "Школьная Википедия":
- что мы нашли разные модели работы с блогами, это проекты по разным предметам для восьмиклассников, отдельные "уроки" или темы (истории, искусства, литературы) на коллективных блогах и "электронные тетради" для пятиклассников;
- что есть проект "Õpime koos! - Учимся вместе!", который по-настоящему интеграционный;
- что сами учителя горят, причем, это без всякого преувеличения;
- что есть параллельно несколько удачных примеров использования блогов эстонскими учителями и можно обмениваться идеями.
Очень компактным и верно построенным было выступление Риты Римши о проекте "Школьная Википедия":
1.краткая информация о том, что такое вики вообще,
2.основные этапы того "как мы дошли до использования этого инструмента",
3. разные варианты использования,
4. преимущества и риски,
5. обзор других вики-инструментов, поскольку мы сами пока использовали только MediaWiki.
Автор Конференция "От учителя к учителю" |
Ну и завершилось мастерская "игрой с понятиями". Как показывает практика, это неплохое упражнение для снятия стресса и подведения некого итога полуторачасовой лекции одновременно. Поскольку в нашей мастерской был только один компьютер и доска, то наша придумка с "созданием бумажного гиперстекста", как мне кажется все же была выходом из положения. Получилось несколько вот таких "статей" для "Школьной Википедии", что за 10 минут, неплохо! :)
Автор Конференция "От учителя к учителю" |
Благодаря общению в кулуарах образовались новые контакты и новые сетевые связи (особенно рада новому знакомству с Мариной, учителем информатики из эстонской школы, и возобновленному знакомству с Ладой Теус-Миллер, учителем начальной школы, кто заинтересован в поддержке блога "Первые шаги" для учителей начальной школы)
2 комментария:
Как всегда, великолепно, интересно, познавательно, полезно! Спасибо, коллеги!
Людмила, спасибо!
Я представляю какую работу вы проделали, чтобы сделать эту запись! Все изложено так подробно, с ссылками, с фотографиями, что даже если кто и не присутствовал на этой конференции, читая ваш пост все поймет.
И поверьте, я тоже очень рада нашему знакомству!
Отправить комментарий