суббота, 1 ноября 2008 г.

Несколько мыслей по поводу конференции "От учителя к учителю"

Хотя конференция еще не закончена, (в понедельник предстоят еще дебаты по поводу того, куда развиваться э-обучению в системе общего и среднего образования дальше), кое-какими наблюдениями и мыслями можно поделиться.

Мое наблюдение - из позиции тренера проекта DigiTiiger. Поскольку я знаю лично всех тех людей, кто три года назад как и я, не подозревая о том, что их ждет, начал, прежде всего, учиться сам, а уж потом обучать других, то очень заметны изменения в каждом. В смысле личного и профессионального развития.

Речь идет не только о навыках в работе с компьютером. Да, именно тренеры сами осваивают и тут же стараются передать другим знания о новых инструментах. Но инструменты всегда для ЧЕГО-ТО! Для выполнения какой-то задачи. Вот ее-то и надо уметь увидеть и поставить.
Но поставить не только самому тренеру перед самими собой (думаю, что эти люди и не попали бы в тренеры, если бы у них не было видения, что многое в школе и образовании надо менять), а вместе поставить ее ВМЕСТЕ с учителем-предметником, коллегой из твоей школы, учителем другой школы, кто проходит у тебя обучение...

Это уже гораздо сложнее, потому что речь идет о смене ценностей, а не только подходов к обучению. Речь идет о смене ролей, как для одного учителя в классе, так и для управленца в каких-то важных моментах управления школой. Речь идет о том, что эти новые инструменты начинают менять нас самих. А этот процесс не может быть безболезненнным и бесконфликтным... Поскольку совсем необязательно, что "курсанты", пришедшие учиться с твердой целью "улучшить навыки владения компьютером", с ходу готовы сменить эти самые ценности, с которыми так тепло и так привычно, если бы не "эти изменившиеся ученики"... :)

И все же, спустя три года, можно увидеть, что на многих уровнях шаги были сделаны правильные, поскольку:
  • За эти годы как-то совместно сформулировалась проблема использования наличной техники (компьютерных классов, смарт-досок и проч.) а также бесплатных и удобных, так называемых, средств веб 2.0 в обучении. Как известно, проблема, если удалось ее четко и понятно сформулировать, всегда сама содержит в себе решение.
  • И как следствие, появилось много образцов и моделей использования новых инструментов! Затем, естественно, они стали появляться в сети, а вместе с этим было предпринято много попыток осмыслить плюсы и минусы таких инноваций, о чем становящееся сообщество сразу узнавало, поскольку "горизонтальные и вертикальные" (эти понятия использованы, как взгляд из реала на субординацию и иерархию) связи между его отдельными участниками возникают ВСЕГДА при любой попытке выхода в открытую сеть.
  • Именно тренеры все эти годы вели и ведут огромную работу в своих школах и методобъединениях по накоплению учебных материалов в открытой сети. Но сколько уже сделано и опубликовано на уровне "простого учителя", учеников, пусть и маленьких, но... команд в школах.
  • Из числа тренеров буквально "выросли" первые пять образовательных технологов в эстонских школах. Планируется организовать подготовку новых и постепенно вводить в школах такую позицию. Подробнее об этом у Ингрид Маадвере в презентаци Haridustehnoloog üldhariduskoolis
  • Опасаясь "громких слов", все же рискну предположить, что речь идет о новой, пусть и только складывающейся, настоящей сетевой культуре, которая конечно же не может сущестовать отдельно от образования. Сетевая культура не сводится к джентльментскому "сетевому этикету" :), она не просто обязательно будет влиять на все измения в образования, она сама будет частью этих изменений.
  • Радостно, что мысль о необходимости строить профессиональное сообщество, не "знающее", что такое границы, барьеры и исключения, пришла ко многим из нас. Это очень видно по совместным выступлениям на конференции. В каждой мастерской было два-три ведущих, один из которых, как правило, был из числа Тигри-тренеров. Терпимость, поддержка своих коллег, даже язык, на котором общаются между собой и с другими эти люди, - все свидетельствует о неком общем культурном поле, несмотря на разность в языках - эстонском и русском.

Теперь о плюсах самой конференции:


Автор Конференция "От учителя к учителю"


Вначале Юля очень четко дала принципы инновационной школы (как нашу соственную модель), затем познакомила участников с инструментами 2.0 (мы, в результате долгих споров, отобрали основные, чтобы "не пугать" новичков :)), дала каждому краткую характеристику, упомянув о том, какие решения нашли мы сами в своей школе. И закончила свое выступление перечислением наших проектов, реализованных в сети, за последние 4 года.


Автор Конференция "От учителя к учителю"

Автор Конференция "От учителя к учителю"

Автор Конференция "От учителя к учителю"

Анжелика и Вера достаточно подробно описали процесс организации учебных проектов на блогах, правда, не вдаваясь в описание методики (поскольку это не поместилось в формат).

Приведенные ими "живые примеры" были рассчитаны на учителей-предметников, возможно, не очень осведомленных о блогах и о возможности организации в них учебных проектов.

Для нас по этому разделу были важны моменты, которые, на мой взгляд, выступающим удалось обозначить:

Очень компактным и верно построенным было выступление Риты Римши о проекте "Школьная Википедия":
1.краткая информация о том, что такое вики вообще,
2.основные этапы того "как мы дошли до использования этого инструмента",
3. разные варианты использования,
4. преимущества и риски,
5. обзор других вики-инструментов, поскольку мы сами пока использовали только MediaWiki.

Автор Конференция "От учителя к учителю"

Ну и завершилось мастерская "игрой с понятиями". Как показывает практика, это неплохое упражнение для снятия стресса и подведения некого итога полуторачасовой лекции одновременно. Поскольку в нашей мастерской был только один компьютер и доска, то наша придумка с "созданием бумажного гиперстекста", как мне кажется все же была выходом из положения. Получилось несколько вот таких "статей" для "Школьной Википедии", что за 10 минут, неплохо! :)


Автор Конференция "От учителя к учителю"

Благодаря общению в кулуарах образовались новые контакты и новые сетевые связи (особенно рада новому знакомству с Мариной, учителем информатики из эстонской школы, и возобновленному знакомству с Ладой Теус-Миллер, учителем начальной школы, кто заинтересован в поддержке блога "Первые шаги" для учителей начальной школы)



2 комментария:

Школа №44 г. Мурманска комментирует...

Как всегда, великолепно, интересно, познавательно, полезно! Спасибо, коллеги!

Marina Kurvits комментирует...

Людмила, спасибо!
Я представляю какую работу вы проделали, чтобы сделать эту запись! Все изложено так подробно, с ссылками, с фотографиями, что даже если кто и не присутствовал на этой конференции, читая ваш пост все поймет.

И поверьте, я тоже очень рада нашему знакомству!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...