воскресенье, 22 августа 2010 г.

О социальных хранилищах...

Cложились одновременно разные модели накопления "народных" образовательных ресурсов. Естественно, я о наших, об учительских ресурсах...Основные три типа таких:




  • Закрытые сообщества, накапливающие образовательные ресурсы и устанавливающие правила их скачивания "за плату"(не обязательно за деньги, пусть за какие-то виртуальные пункты)... Как правило, тут сложился предметный принцип каталогизации и складирования материалов.
  • Полузакрытые, в основном отличающиеся премодерацией при размещении ресурсов. В основе та же - предметная структура, или бывает чуть разнообразнее - через сообщества, которые, с вою очередь, тоже "создаются" по предметному принципу. Бывают исключения, когда сообщества и производимые ими материалы, группируются "вокруг инструментов". Сообщества любителей Smart-досок - как яркий пример. Как правило, возможности скачивания для зарегистрированных пользователей есть, если они в этом постоянно растущем объеме элементарно сумеют найти то, что им нужно.
  • Открытые (социальные) хранилища, которые разнятся только типами файлов для загрузки. Какие-то для видео, какие-то для текстов и презентаций, какие-то для подскастов. Есть, правда, и универсальные - для любых, даже для htm - файлов. Среди хранилищ открытого типа есть специализированные - для учителей. Яркий пример - teacherTube А есть - совсем свободные - как говорится "для любых типов". smile.gif Каталогов, как таковых, там нет, тем более, предметных, тут действует принцип тегов - народых классификаторов. Есть поиск по тегам, автору или языку(как правило, они еще и многоязычные) и т.д. Если кому-то очень надо искусственно "собрать в одно место" материалы по какой-то теме/предмету - есть возможность открыть тематические группы. Или еще проще - просто добавить себе в избранное...


Сама я предпочитаю хранилища третьего - социального типа, и не обязательно - для учителей, на них можно существенно расширить свой кругозор smile.gif

Что касается опасений насчет нарушения авторских прав в открытых хранилищах (поскольку легко "утащить"), то мое наблюдение такое: чем более сообщество-хранилище закрыто, тем нарушение вероятнее. Просто потому, что в закрытой среде плагиат труднее обнаружить...

Думаю, что единого решения тут нет и быть не может. Но собирать все "свободные образовательные ресурсы" в каких-то "одних местах" - да еще по географическому принципу - действительно утопия. Тем более, что "собирать" нужно не только сам контент, но и метаданные - его описание. Это важно еще и потому, что использование предметного ( в смысле учебных предметов) принципа для каталогов - позавчерашний день даже с той точки зрения, что учителям просто необходим выход за рамки преподаваемого предмета или какого-то устоявшегося способа обучения. Если предположить, что "образовательный контент" - нужен учителю не только для проведения уроков, а и для того, чтобы самому учиться, то тут без смены подходов к организации его сбора и хранения просто не обойтись. Говорить однозначно, что специфические места для - образовательных коллекций не нужны, я бы не стала. Просто существующие уж очень архаично - иерархически - построены. Модель социальной сети для такого "хранилища" - на сегодняшний день - лучшее, что придумано. Там и поиск сразу по нескольким категориям: предметам, людям и т.д.

А что мы не сразу это видим и понимаем про специфические "соцсети для хранилищ", а рассматриваем их скорее, как "выставку достижений", связываю как раз с нашим "учительством", потому что это очень учительская установка: "сначала научиться делать хорошо, потом публиковать"! В данном контексте важнее не окончательность и "продуктность", а именно новый способ учиться, развиваться, находить для себя уже существующие или самому "выстраивать" новые связи, области интересов, сообщества - то есть, строить сети.
Без этого все попытки организовать "образовательный контент" приводят к организации кладбища для него, что много раз в разные местах и сообществах обсуждалось и, видно, еще много раз будет обсуждаться...


Две мои публикации в "Галактике" на эту тему:
Что хранят хранилища?

1 комментарий:

Светлана Георгиевна комментирует...

Спасибо, интересно!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...