воскресенье, 9 мая 2010 г.

К обсуждению проблемы летнего чтения учеников...

Пост будет длинный и посвящен проблеме "электронного читательского дневника". Родился из задачи поиска оптимальной электронной  среды для обмена и общения учеников/учителей по поводу так называемого "летнего чтения". Если у кого-то есть опыт или просто информация о подходящих удобных и многофунциональных средах, просьба откликнуться в комментариях...

Мне кажется важным, прежде чем обсуждать вопросы "чем?" и "где?",  задать себе самим вопросы "Зачем?", "Для чего?", "каким образом?"...

Ведение "читательских дневников" - определенный культурный навык, еще можно сказать в терминах новой программы - компетенция/способность, которую следует целенаправленно формировать у учеников. Это вызов времени, и спорить с этим - значит совсем не осознавать его. 
Но принять образовательные вызовы современности со старым багажом готовых решений - уже невозможно. Поэтому стоит вместе поискать новые!

И еще очень важно важно понимать, что "электронный читательский дневник", о котором сейчас идет речь,  - не совсем "дневник", вернее сказать,  совсем не "дневник" в его старом значении. Они находятся взаимно на тех же полюсах,  как "дневник провинциальной барышни" и открытый сетевой дневник или блог.

И, наконец, самое главное!  Ведение дневника - не цель, а средство!

Поэтому важно транслировать ученикам и родителям это самое современное понимание, зачем нужно вести читательский дневник в электронной форме и каким он может быть... Нам стоит об этом подумать и порассуждать коллективно...

Так какие же могут быть цели, достигаемые ведением электронных читательских дневников? Одновременно попытаемся создать образ такого дневника, как коллективной среды для культурного содержательного общения и обмена...

  • Мотивирование к чтению (отсутствие у детей привычки и потребности читать - большая проблема нашего времени. Решается не принуждением, а вовлечением и приобщением, как и многие схожие проблемы современного образованияМотивирование происходит неявно, не по  приказу, а через копирование действий других, равных мне, тех, кто хорошо мне знаком и понятен. Это соученики, ученики старших и младших классов, других школ... И это копирование можно легко сделать нормой через набор функций специально организованной для обмена и обучения среды: "Делаю, как другие - обучаюсь и стремлюсь к собственному осознанию, на своем уровне потребностей и умений..."
  • Формирование способности к навигации в мире книг и текстов. Расширение образовательных возможностей. Эта цель тем более сложна, что мы, современные учителя, сами такой развитой способностью не обладаем. В лучшем случае, наши собственные потребности и умения развиты в понятиях и границах "библиотеки с бумажными книгами". Скажем, "мультимедийный текст" уже сюда не вписывается, из этих узких рамок выпадают и электронные библиотеки, и тексты современных писателей, ведущих свои собственные писательские блоги, и сайты издательств, занимающихся рекламой и просвещением и многое другое... Словом, способность к  такого рода навигации - как способность непрерывного самообучения - очень многофункциональна, а, значит, "простыми и проверенными" педагогическими способами, в рамках одного предмета, или традиционного урока,  ее опять же не решить...
  • Задача развития умений анализа и рефлексии. Это сложная задача, также не решаемая в рамках какого-тот одного школьного предмета. А вот составление коротких читательских рецензий и обмен ими - может в ее решении очень помочь. И снова речь идет о сложном навыке - от овладения "языковыми клише" до свободного творческого самовыражения через текст. Не менее важны умения оценивания, цитирования, сравнения. Не забудем о навыках ведения дискуссии, оформления аргументации, постановки вопросов... Все  это возможно реализовать  через тематическую коллективную среду. Было бы желание!
  • Побуждение к собственному творческому самовыражению, развитие креативности! И такую задачу  задачу в коллективной виртуальной среде, используя ее потенциал общения и  обмена, тоже можно пробовать решать. Обмен ведь возможен не только текстами, но и рисунками, презентациями, видео и так далее... Не забудем о возможностях обратной связи и взаимооценивания!
  • Задача формирования информационной культуры учеников. Через что они формируются? В том числе, через чтение и ведение читательских дневников, через содержательное общение. Умение пользоваться ссылками на информационные ресурсы Интернета, осведомленность о наличии и и умение пользоваться электронными библиотеками, умение создавать и обмениваться электронными закладками, безопасное поведение в Интернете. В понятие информационной культуры обязательно входит потребность и умение участвовать в обмене  (оценивать, комментировать, ссылаться), то есть очень общие умения, связанные с использованием ресурсов Сети.
В добавление несколько идей, которые могут работать на вышеизложенные задачи. Их можно реализовать в среде для тематического общения и обмена.

Несколько ссылок, которые возможно,  помогут "войти в проблему":
Для тех, кто хочет разобраться в проблеме поглубже:

Ястребцева Елена Николаевна «Проблемы, требующие решения»
Коткина Ирина Валентиновна «Идеальный директор глазами школьного библиотекаря»
Шунина Тамара Михайловна «Мы вернем детей в библиотеку!»
Подъяпольская Ольга Игоревна «Новый библиотекарь – «Новой Школе»!»



Пример использования подобной виртуальной среды школьным библиотекарем, правда, не на русском языке http://www.librarything.com/catalog/PG_raamatukogu

5 комментариев:

ik комментирует...

Формирование способности к навигации в мире книг и текстов. Расширение образовательных возможностей.
Интернет предоставляет возможность в поиске информации о новинках литературы. Другой вопрос: а что из всех предлагаемых и рецензируемых произведений ребенок в состоянии выбрать? Ведь не зря говорится, что культурный человек должен за свою жизнь прочитать 100 хороших книг, а чтобы их выбрать, нужно прочитать тысячи. Мы находимся в ситуации, когда рекомендовать просто так, не ознакомившись, невозможно. Насколько сам учитель способен одолеть огромный багаж литературы. после чего имеет право давать рекомендации. Мне нравится сайт молодых современных авторов,где можно писать свое мнение после прочтения. Также интересны в плане знакомства и персональные блоги, знакомящие не только с текстами, но и дающие полную картину позиции автора.
Во всей этой работе учитель выступает не настоятельно рекомендующим и обязывающим к выполнению, а координатором, ориентиром для учеников.

ljudmillar комментирует...

Спасибо за комментарий! Мне кажутся насущными две вещи, помимо всех прочих и безусловно, очень важных!
1. Действительно вывести обсуждение и общение со школьниками "по поводу" и "вокруг чтения и книг" в Сеть! То есть, не просто проговорить, что, мол, как это важно и нужно, а начать делать!
2.Объединить в этом конкретном действии усилия учителей литературы и школьных библиотекарей.

Без этих двух шагов, все будет в состоянии "дурной бесконечности" клубка нерешенных, и, якобы, нерешаемых проблем!

ljudmillar комментирует...

А с тем, что роль учителя в этом - лишь подсказать и направить своих - совершенно согласна!
Но второй вопрос - каким образом направить ?
Ответ - самому участвуя в тематическом информационном обмене!
Самому овладевая навыками виртуального общения!
Самому оставляя комментарии по поводу прочитанных книг в "нужном месте" в "нужное время"!
Тогда это и будет помощь ученику в навигации и роль "литературного лоцмана", а нее назидание и давление!

ik комментирует...

Хочу дополнить.
Большинство учеников гимназии умело ориентируются в предлагаемом ассортименте литературы. А что касается ребят среднего школьного возраста, срабатывает элемент авторитарности учителя и компетентности родителей. Гимназисты, имеющие представление о направлениях современной литературы, ориентируются в своих читательских пристрастиях, но не отталкивают и предлагаемое учителем.А шестиклассники, к примеру, ждут участия со стороны взрослых. От того, часто ли они видят дома родителей с книгой в руках, тоже зависит формирование мотива к чтению.Поэтому идея с привлечением к читательской аудитории родителей очень актуальна. И, несомненно, роль генератора играет библиотекарь.

Tatyna_Shishkova комментирует...

Я согласна, что нужно обязательно участие родителей в чтении и обсуждении с ребенком книг, сейчас многие родители сами с удовольствием читают электронные книги, общаются в блогах. Я думаю ведение электронного дневника совместно с родителями будет положительным примером для ребенка и его друзей. А направлять конечно, должен в первую очередь библиотекарь!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...