Как ответить на частный вопрос, не затрагивая каких-то общих оснований? Теперь, когда образовательные технологии стали такими сложными, и, когда так серьезно обновились и стали так разнообразны инструменты, находящиеся в руках учителя, же невозможно без использования понятий "модель", "проблема", "задача" и т.д... и без постоянного оформления своих наблюдений, если не в теорию, то хотя бы в гипотезу. В формате текста.
Начну с того, что в своей школе всякие LMS (*)мы просто проскочили. Для тех, кто их видел, это IVA, VIKO, MOODLE. Дальше речь пойдет не о курсах для учителей, где, работая в среде IVA, они могли убедиться в ее хорошем организующем воздействии и удобстве. В этом случае преимущества ощутимы, поскольку тут обучались взрослые, и потому что это - курсы по повышению квалификации, то есть, не для всех, а для имеющих собственную, относительно высокую, мотивацию к обучению.
Мы же LMS проскочили, даже не начав их всерьез осваивать с учениками. Я говорю о потенциальном использовании любым учителем, а не отдельными инноваторами. Не успели мы из-за отсталости своей или, наоборот, выиграли время и сэкономили силы, чтобы заняться другими, новыми образовательными идеями с использованием Интернета, сейчас уже не так важно, хотя проанализировать этот факт можно. Важно, что сейчас, когда все более читаемые очертания приобретает образ Образования 2.0, свой выбор делаем в его сторону. (видео на YouTube - Образование 2.0)
Закрытые среды с их полной "безлюдностью" и "машинностью" в сознании обычного учителя никакого такого особого видимого удобства и преимущества по сравнению с обычным уроком просто не имеют, а усилия по освоению "новых форм и методов" нужны просто колоссальные! Зачастую, учитель не может так легко выстроить план нового э-урока/э-курса, так как кроме инструкций по использованию и знакомства с навигацией, у него нет никакого собственного образа этой среды.
Учтем также, что цивилизационный скачок к массовому освоению функциональной грамотности происходит в условиях, должны появиться какие-то новые мотивы и установки, чтобы учитель, мало того, что в такую среду сам отправился, еще и детей за собой повел! Чистый выигрыш: "зачем я буду тратить на это усилия"- из нашего "сегодня" учителю не виден, а смотреть в будущее, хотя бы на пару лет мы не умеем...
Возможно, в нашем конкретном случае, большую роль также сыграл почти четырехлетний опыт использования открытой площадки ЛЕСа и его форумного пространства в качестве модели виртуальной среды обучения. После ЛЕСных просторов и тех возможностей эксперимента, какие давал модерируемый форум с его разновозрастными участниками в роли помощников, наблюдателей, консультантов, экспертов..., возвращаться в закрытую среду, "в которой учитель с учеником обменивается файлами" нашим уже не захотелось... не знаю, каждый из моих коллег, имеющий хоть небольшой опыт "форумных уроков" может дать ответ на этот вопрос, если захочет...
Итак, подводя итог: основные препятствия, почему закрытые э-среды трудны для массового использования в школе.
- Из-за закрытости этих сред не доступны образцы реальной учебной деятельности, или хотя бы ее продукты, (даже если таковые где-то и существуют), с которыми можно было бы познакомиться учителю. и выстроить свой личный план по освоению нового пространства обучения.
- Даже если инициатива отдельных учителей по использованию таких сред и есть, она должна находить поддержку у ближайшего окружения и начальства, и, одновременно, быть открытой для экспертной оценки. Этого, разумеется нет в условиях закрытости сред. Работы там нужно проделать массу (даже в рамках одного э-курса), а оценить ее качество - невозможно!
- Не оформлены, и соответственно, нигде не закреплены нормативы по использованию этих сред. Делать это , разумеется, можно на уровне конкретной школы, например, решением педсовета, и постоянным согласованием с участием всех сторон. Это сама по себе работа огромная, сопровождающаяся, как любая инновация, конфликтами. Кто на нее добровольно решится при отсутствии поддержки и умного пиара?
- Для детей, хорошо чувствующих издержки классно-урочной системы: многочасовое неподвижное сидение на уроках, и свою роль - исполнителей учительских заданий, такая закрытая среда может иметь те же "классно-урочные" очертания, и уже поэтому вызывать отторжение.
- Система э-обучения, неважно, в закрытых или открытых средах, нуждается в разработке моделей критериального ( в отличие от принятого в школах балльного) оценивания. Но хорошие, свои, работающие, модели можно разработать только в процессе реальной деятельности. Кроме того, сил одного учителя, находящегося внутри процесса, тут маловато. Опять нужна помощь методистов, внешних экспертов. Справедливости ради отмечу, что такие модели, начинают собираться на специальном сайте http://koolielu.edu.ee/hindamismudelid/(на эстонском языке). Почитать об этом можно на Lemill и посмотреть презентацию на slideshare, а также на этом блоге.
Есть, конечно, огромные преимущества обучения в таких средах. Они заложены в самой ее организации.
Прописанность целей, планов,... всего, что там вообще есть.. Четкость и последовательность модулей, инструктивный характер заданий и возможность видеть работы других соучеников по виртуальной группе. Возможность планировать свою деятельность. Возможность хранить свои работы и к ним возвращаться.
Но ведь все это возможно, если учитель в эту э-среду уже вошел и что-то на виртуальную полочку положил, не раньше. Так ведь? А вот с этим опять же проблема, потому что грамотно прописать состав ученического э-портфолио, придумать задния и рабочие листы к ним, создать тесты... сделать много разной предварительной работы - это все можно, но не в одиночку, и не сразу...
Вот так получилось, возможно, что-то спорно... Хорошо, если кто-то видит по-другому, интересно было бы услышать... :)
А, главное, альтернатива-то есть!
Продолжение следует...
2 комментария:
"Есть, конечно, огромные преимущества обучения в таких средах. Они заложены в самой ее организации.
Прописанность целей, планов,... всего, что там вообще есть.. Четкость и последовательность модулей, инструктивный характер заданий и возможность видеть работы других соучеников по виртуальной группе. Возможность планировать свою деятельность. Возможность хранить свои работы и к ним возвращаться."
Все это и есть LMS.
К 2.0 никакого отношения не имеет.
2.0 - это Wiki.
Про 2.0 здесь пока речь и не шла. Все впереди :)
Отправить комментарий